Методы экспертизы товаров

Методы оценки конкурентоспособности товаров


11) принятии управленческих решений относительно целесообразности затрат на разработку, проектирование и серийное производство новых изделий, усовершенствования серийной продукции.

В получении информации о результатах оценки конкурентоспособности заинтересованы не только товаропроизводители и торговые организации — она очень нужна потребителям. Во многих странах мира, в том числе и в России, в руки потребителя попадают периодические издания, в которых имеется информация о сравнительном качестве товаров-аналогов, поступающих на рынок страны. Публикации результатов сравнительного теста конкурирующих товаров облегчают потребителям выбор товаров, а производителей стимулируют к выпуску конкурентной продукции.


Методы экспертизы товаров


Порядок применения методов оценки товаров не раскрыт в НК РФ. Однако эти методы аналогичны методам оценки, которые применяются в бухгалтерском учете.

Их описание содержится в п. п. 73 — 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.

Применять в бухучете метод ЛИФО организации могли только до 1 января 2008 г.

(см. Приказ Минфина России от 26.03.2007 N 26н

«О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету»
). Если же в налоговом учете от метода ЛИФО вы не отказались, то вам придется вести учет возникающих налогооблагаемых временных разниц. Отметим, что метод оценки по стоимости единицы товара, как правило, применяется по уникальным, особым товарам.



Объективные методы – методы, основанные на определении характеристик товаров путем измерений (измерительные методы) или регистрации каких-либо несоответствий, отказов, отклонений от установленных требований (регистрационный метод). Общим для объективных методов является выражение результатов измерений или подсчетов в принятых единицах измерения или в процентах, причем эти результаты сопоставимы, воспроизводимы и проверяемы. Различия между ними заключаются в том, что при измерительных методах используются технические устройства (простейшие приспособления и сложные измерительные приборы, системы, преобразователи), а при регистрационных – визуальный подсчет.

Эвристические методы – методы, основанные на совокупности логических приемов и методических правил теоретических исследований для достижения (нахождения) конечных результатов.

Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их зиставленни. при оценке по нормативным параметрам единичный показатель может иметь только два значения — 1 или 0.

Если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0; при оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен 1, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами.

Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия в ней недостатков по сравнению с товаром-аналогом.

Оценка товаров в бухгалтерском учете


Пунктом 60 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ предусмотрено, что товары могут учитываться по розничным (продажным) ценам или по покупной стоимости. Та же норма предусмотрена и п.

13 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов». Под оценкой товаров понимается выбор учетной цены предприятия, то есть цены, по которой приходуют и списывают товары.

Выбор учетной цены фиксируется в соответствующем документе об учетной политике организации. В том случае, если торговыми организациями товары учитываются по ценам приобретения (по «покупным» ценам), их учетная стоимость формируется по правилам, установленным п.6 ПБУ 5/01.

В учетную стоимость товаров включаются все расходы, связанные с их приобретением, за исключением сумм налога на добавленную стоимость.

6. Маренков Н.Л. Управление обеспечением качества и конкурентоспособности товаров. Серия «Высшее образование». Москва: Национальный институт бизнеса.

Ростов н/Д, 2004; Законом РФ «О защите прав потребителей» предусмотрено регулирование отношений, возникающих между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) [1]. Также закон устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.